Сохраняя память народа

Знания о Великой Отечественной войне, в том числе о подвиге защитников блокадного Ленинграда, должны передаваться будущим поколениям, чтобы навсегда сохранить их в народной памяти, заявил Президент Российской Федерации Владимир Путин в день 80-й годовщины прорыва блокады Ленинграда. Президент обратил внимание, что эта памятная дата имеет значение не только для ленинградцев, но и для всех жителей России.

Огромен вклад уроженцев Вятского края в дело защиты Ленинграда. С именем нашего земляка Маршала Леонида Александровича  Говорова   связаны все события, происходившие во время пребывания Ленинграда в условиях блокады. В апреле 1942 года Говоров принял под командование Ленинградскую группу войск, а в июне возглавил весь Ленинградский фронт. Прорыв кольца вокруг города в ходе операции «Искра» в январе 1943 года и полное снятие блокады через год его прямая заслуга. Президент Российской Федерации Владимир Путин  охарактеризовал Маршала Говорова как одного из лучших военачальников Великой Отечественной войны: «Скрупулезный, очень вдумчивый, въедливый военачальник, настоящий математик военного дела»

В послевоенный период в целях увековечения памяти о Леониде Александровиче Говорове в его честь были названы улицы в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Можайске, Рузе, Елабуге, Донецке, Кременчуге, Красноярске, Иркутске и Томске.  Имя Маршала Говорова было присвоено Военной  инженерной радиотехнической академии противовоздушной обороны   в городе Харькове. В Кирове в парке Победы установлен памятник-бюст Маршалу Советского Союза Леониду Говорову. В Москве, Санкт-Петербурге и Елабуге школам присвоено имя Маршала Говорова. Он был удостоен звания почетного гражданина Можайска.

В истории обороны Ленинграда  есть героические страницы участия  авиаторов 696 отдельного смешанного авиационного полка и 691 ночного бомбардировочного авиационного полка сформированных из кировчан.   Боевой путь этих авиационных частей, их вклад в оборону города недостаточно освещен в популярной литературе, во многом подзабыт.

691 ночной бомбардировочный авиационный полк  был сформирован в городе Кирове осенью 1941 года и направлен на защиту Ленинграда. Практически лишенный защиты легкий, тихоходный самолет У-2 во время проведения дневных операций был очень уязвим. Пилотаж в ночное время требовал особого мастерства. За ночь экипажи взлетали от 6 до 10 раз. Если умножить данное число на максимальную бомбовую нагрузку, которая равнялась 300 килограммов, получится, что маленький, тихоходный биплан за ночь мог сбросить на немецкие позиции больше бомб, чем тяжелый бомбардировщик. После сброса бомб в ночных вылетах самолеты полка попадали под плотный огонь противника. Осколки зенитных снарядов и пулемётные очереди насквозь «прошивали» самолет,  оказавшийся в лучах вражеских прожекторов. Одиночными ночными бомбардировками экипажи 691 полка наносили противнику разящие «беспокоящие» удары, не давая возможности отдохнуть и перегруппироваться. «Данные самолеты не дают нам жить – мы не можем разжечь огонь ни в маленьком костре, ни в печке – экипажи У-2 сразу обнаруживают их и сбрасывают бомбы. Они находят нас постоянно, из-за этого мы всю ночь вынуждены сидеть в траншеях, для того чтобы избежать лишних потерь» - писал в своих мемуарах один из ветеранов вермахта. В боях за Ленинград тактика экипажей 691 полка постоянно совершенствовалась. После установки на самолетах пулеметов ДП стал практиковаться парный полет. Один самолёт, сбрасывая бомбы, старался вызвать на себя огонь вражеских зенитных установок, а другой экипаж «засекая» места установки зениток обрушивал на них огонь пулеметов и сбрасывал бомбы. Часто экипажи работали с отключенными двигателями, достигая, таким образом, эффекта внезапного выхода на цель. 691полк также обеспечивал разведданными командование Волховского и Ленинградского фронтов. Проведение разведки считалось наиболее сложным боевым заданием. Одинокий самолет-разведчик был соблазнительной мишенью для немецких ассов. По заданию командования летчики 691 полка неоднократно переправляли на территорию занятую фашистами диверсионные группы бойцов Красной Армии. Важной являлась задача по сбрасыванию на временно занятые врагом населенные пункты листовок о положении дел на фронтах Великой Отечественной войны. При отсутствии какой-либо другой информации их правдивое слово было сильнее пуль и снарядов.  Лучшим звеном в 691 полку было звено, которым командовал уроженец Кировской области Черненков Борис Михайлович. В боях проявил себя Белозёров Михаил Иванович уроженец Верховинского района (ныне село Верховино находится в Юрьянском муниципальном округе Кировской области). Кузнецов Дмитрий Павлович уроженец Орловского района, кировчане Кунгурцев Александр Сергеевич и Иконен Николай Александрович к лету 1942 года совершили наибольшее количество боевых вылетов. Кунгурцев Александр Сергеевич – 142 вылета. Иконен Николай Александрович – 225 вылетов.  За весь свой боевой путь 691-й ночной бомбардировочный авиационный полк совершил 5273 боевых вылета. Было сброшено 15 727 бомб. 5064 снаряда РС-82. Уничтожено 291 автомашина, 10 вагонов с боеприпасами, 3 эшелона с живой силой, горючим и техникой врага, около 40 складов, 192 артиллерийских батарей, 30 минометных батарей, 32 пулемета и 199 зенитных орудий.

Формирование в городе Кирове 696 отдельного смешанного авиационного полка началось в конце 1941 года. В боях за Ленинград 696 отдельный смешанный авиационный полк в составе войск 2-ой ударной армии действовал в районе Новгорода, Спасской Полисти, Мясного Бора, Киришей и Шимска. Основной задачей полка являлась бомбардировка позиций и огневых точек противника, разведка местности. После попадания 2-ой ударной армии в окружение, на полк была возложена задача снабжения окруженной группировки продовольствием, боеприпасами. Отдельной задачей являлась организация  вывоза раненых. Для этих целей на фюзеляже У-2 устанавливали фанерную кабину-коробку на двух лежачих раненых, разделенную продольной перегородкой по оси самолета, с откидными крышками. Часто пилоты шли на риск и загружали в коробку двух раненых вместо одного. Не все самолеты полка имели подобное приспособление для перевозки раненых бойцов. Иногда носилки устанавливались на фюзеляже на четырех опорных точках с фиксацией ремешками.  При агрессивности истребителей противника и плотного зенитного огня, размытости линии, требовались не только мужество и смелость пилотов, но и незаурядное мастерство, и находчивость для успешного выполнения боевых задач. Кроме обычных вооружений, самолёты полка были приспособлены для бомбометания авиационных жидкостных ампул АЖ-2 калибра 125 мм, снаряженных самовоспламеняющейся разновидностью сгущенного керосина марки КС (русский напалм). Назначение боеприпаса АЖ-2 в ходе боев на Волховском и Ленинградском фронтах дополнилось задачей «выкуривания» живой силы противника из полевых фортификационных сооружений. Для гарантированного поражения цели посредствам применения АЖ-2 при бомбометании с высоты на скорости 100 км/час от пилота требовалось особенное мастерство. Лётчики АЖ-2 недолюбливали, так как их применение в боевой обстановке было связано с большим риском. В случае попадания шальной пули или осколка в АЖ-2 и даже небольшого повреждения АЖ-2, самолёт неизбежно превращался в горящий факел. Последствием падения АЖ-2  на бронированную машину противника являлась неминуемая гибель техники, а чаще всего экипажа. Горящая жидкость, затекая внутрь танка или бронированной машины, лишала экипаж возможности бороться за живучесть техники. Потушить КС было невозможно. Помимо АЖ-2 бомбардировка вражеских войск осуществлялась клеёнчатыми мешками, наполненными быстро воспламеняющейся горючей смесью – термитом и гранатами. Их изготавливали они прямо на аэродроме. Бомбы были очень просты по конструкции и эффективны по действию. За время участия в боевых действиях до своего расформирования полк произвел 4349 ночных и 26 дневных боевых вылетов с общим налетом 5110 часов. По донесениям экипажей и подтверждениям наземных войск 2 ударной армии отмечено 2034 прямых попаданий по объектам противника на поле боя, дорогах и железнодорожных станциях. Летчиками полка было переброшено частям окруженной 2 ударной армии боеприпасов и продуктов 56 410 килограммов, из района боевых действий было вывезено 211 раненых бойцов и командиров.

В рамках памятной даты 80-летия прорыва блокады Ленинграда в Кировском областном музее К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики состоялось мероприятие, посвященное памяти кировских авиаторов участников боёв за Ленинград. В рамках мероприятия  представители Кировского городского совета ветеранов Николай Чепурной, Владимир Новосёлов, Марина Созонтова, Василий Галак  встретились с руководителем областного музея авиации и космонавтики им. К.Э. Циолковского Татьяной Зубаревой. Ветераны выступали с инициативой  о создании отдельной музейной экспозиции посвященной подвигу авиаторов-кировчан защитников блокадного Ленинграда. Инициатива ветеранов была поддержана руководством музея. Экспозиция будет сформирована в одном из залов поставленного в настоящее время на ремонт здания музея.  Она будет иметь образовательные и воспитательные цели через демонстрацию музейных экспонатов размещённых в соответствии с разработанной музеем концепцией. Часть экспонатов из личных коллекций ветераны передадут в дар музею.