КЛУБ «ЮНГА» ГИМНАЗИИ ИМ. А. ГРИНА: УНИКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЯХТОЙ

15 декабря 2025 года, в клубе «Юнга» Гимназии им. А. Грина, прошло занятие, которое можно назвать уникальным.  Буквально накануне в Контакте» ко мне обратился капитан II ранга Гонцов В.В. и предложил свое участие в очередной встрече с членами детского морского сообщества. Желание Владимира Васильевича было вызвано тем, что он, воодушевленный предыдущим выступлением на дворе гимназии у своей шхуны «Бриз», в короткие сроки смастерил полнофункциональный макет яхты с алыми парусами. Представленная на фотографии модель восхитила меня своей красотой. Разве можно было отказаться от такого сюрприза для подопечных?! Да и торопился он с изготовлением своего нового детища, зная, что предстоит очередное занятие с юнгами его сотоварища по страсти, Сергея Городилова, на тему: «Управление яхтой».

Владимир Васильевич привез с собой не только макет, но и солидный по размерам вентилятор для генерации ветра. В кабинете литературы, которым заведует классный руководитель 6«А» Жанна Георгиевна Касимова, все оперативно смонтировали. Без долгих вступлений предложил Сергею Викторовичу Городилову начать рассказ. Выступление превратилось в увлекательное путешествие по водной глади:  презентационные фото на экране и демонстрацией действий на макете яхты. Инсталляция значительно облегчила задачу по объяснению принципов управления яхтой.

По команде капитана 2 ранга Гонцова был поднят основной парус яхты – грот. Затем передний- фок-стаксель и средний – грот-стаксель. Перед глазами юнг оказалась вооруженная стаксельная шхуна. Она  сначала немного увалилась до галфвинда, а затем привелась до бейдевинда правого галса под легкий южный ветер вентилятора с соседнего стола.

 Далее Сергей Викторович посвятил ребят в различные курсы яхт, правый и левый галс. Начали с «мертвой зоны», именуемой «левентик»- углы к ветру, под которыми яхта ходить не может. Это спикеры продемонстрировали на макете. Действительно, паруса не наполнялись ветром, а только трепыхались. Разобрались в острых курсах и полных курсах. Объяснили юнгам, что когда яхта повернулась курсом Бакштаг – это полный курс. Владимир Васильевич поднял на фок-мачте два прямых паруса и получилась Бригантина. Он пояснил юнгам, что такие паруса имеют смысл только на полных курсах. Против ветра они ходить мешают.

Перешли к освоению лавировки – способа управления парусным судном для передвижения против ветра. Для этого прямо на макете посмотрели, как происходит поворот «оверштаг». Для этого макет яхты «Бриз», двигаясь острым курсом бейдевинд правого галса, энергично выполнил поворот, прошел «Левентик» и оказался на курсе бейдевинд левого галса. Виртуальная команда яхты руками Владимира Васильевича управляла шкотами, паруса в нужный момент перекинулись с борта на борт и наполнились ветром. Ребята наглядно увидели, как яхта пересекает ветер носом. Это и есть «оверштаг», называемый так потому, что ветер перекидывается через штаг – передний трос, удерживающий мачту.

Еще один поворот, который в народе называют «фордак», а в теории – «Фордевинд» или «поворот через фордевинд». Здесь юнгам было показано, как яхта меняет направление с курса бакштаг правого галса к курсу бакштаг левого галса. Ветер дул в корму яхты, и макет продемонстрировал весьма неприятный момент – резкое перекидывание гика слева направо. Показали еще пару раз, как это происходит. Юнги узнали, почему яхтсмены не любят этот поворот. При резком перекидывании гика, ввиду его тяжести, может кого-нибудь неожиданно ударить, а может и поломать мачту яхты. Освоение поворотов требует накопления опыта и командной работы экипажа.

Следующим вопросом было изучение некоторых правил расхождения на воде. Оказывается, на воде есть тоже правила движения. Начали с двух простых ситуаций. Ну как простых – следить за направлением ветра и понимать, какой у яхты галс – не то, чтобы просто. Но это необходимо, если две яхты идут встречным курсом. Им нужно избежать столкновения. Если яхты идут разными галсами, то яхта на правом галсе имеет право дороги перед яхтой на левом галсе. На продемонстрированном примере «Бриз» Гонцова оказался должен уступить дорогу яхте «Мечта» Городилова, которую символизировала его рука. Вторая ситуация – яхты, идущие одним галсом, но встречным курсом. Хорошая штука – вентилятор – всё наглядно и понятно! В этот раз «рука»-яхта «Мечта» должна была уступить «Бризу», потому что была на ветре. Что такое «ветровая тень», юнгам Сергей Викторович рассказывал на предыдущем занятии. Сейчас пояснил, как она мешает двигаться яхте, которая на подветренной стороне и почему этой яхте требуется уступить дорогу.

Закончили занятие изучением шкалы Бофорта и силы ветра.  Юнги узнали, что для небольших крейсерских яхт комфортная скорость ветра -4-5 метров в секунду. Это 3 балла по шкале Бофорта.

Кстати, в ходе занятия, Сергей Викторович неоднократно задавал вопросы ребятам по тем или иным моментам, и на них, как и на прошлой встрече, успешно отвечал Максим Сергеев! Да и сам он обращался к спикеру с несколькими проблемами. По всему видно - мальчишке далеко не безразлично то, чему стараются научить профессионалы, и сам стремится к познаниям морского дела. 

Девчонки подходили и искренне благодарили руководителя клуба «Юнга» и гостей за прекрасно организованное занятие, а будущие моряки пожелали сфотографироваться с ними на память у теперь уже легендарного макета яхты «Бриз».

Хочется сказать слова признательности Владимиру Васильевичу Гонцову и Сергею Викторовичу Городилову за желание передать свои знания и навыки молодому поколению.

 

Руководитель клуба «Юнга»,

 представитель Российского фонда ветеранов,

руководитель организации "Морские границы" КРО РСВ,

 капитан 3 ранга  в отставке Ю.П. Малых

 

Фото: классный руководитель 6 «А» класса Жанна Георгиевна Касимова